Основные требования к мебельной продукции в образовательных организациях

С первых минут жизни дети постоянно соприкасаются с вещами окружающего их нового мира. Мебель и разнообразное оборудование — постоянные элементы окружающей среды, предметы обихода детей и подростков, которые должны соответствовать морфофункциональным особенностям детей разного пола и возраста, а также отвечать физиолого-гигиеническим требованиям.

Правильное оснащение образовательной организации мебелью имеет важное гигиеническое значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процесса. Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрий, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Основные требования к мебельной продукции и процессам её использования (эксплуатации) установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции».

Согласно ТР ТС 025/2012, мебельная продукция должна быть изготовлена таким образом, чтобы при её применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она обеспечивала прежде всего механическую, химическую и санитарно-гигиеническую безопасность.

Механическая безопасность подразумевает необходимый уровень защиты от травм при её эксплуатации (надёжная фиксация и .крепление элементов, отсутствие острых выступающих частей и др.).

Химическая и санитарно-гигиеническая безопасность обеспечивает отсутствие выделения в окружающую среду химических веществ из мебели в количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм человека с учётом совместного действия всех выделяющихся веществ.

Необходимо, чтобы мебель, используемая в образовательных организациях, во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной) обеспечивала возможность проведения влажной дезинфекции рабочих поверхностей.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями), каждый обучающийся, ребёнок обеспечивается рабочим местом в соответствии с его росто-возрастными особенностями и требованиями эргономики.

Мебель и оборудование для помещений, поступающие в образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Стулья, столы, парты должны быть одной группы мебели, маркировка на них выполняется обязательно. Подбор мебели проводят с учётом роста детей согласно таблице 1 СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями и дополнениями) и таблице 1 СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями).

Руководители образовательных организаций после приобретения новой мебели должны провести исследования воздушной среды на содержание вредных веществ (фенол, формальдегид и другие летучие органические вещества) в целях обеспечения благоприятных условий пребывания, воспитания, обучения детей и подростков, сохранения здоровья и предупреждения нарушений требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов