Требования к естественному и искусственному освещению в дошкольных образовательных организациях

В зимние месяцы, когда световой день короток, освещённость в образовательных организациях имеет особое значение. Кроме того, нужно принимать во внимание и факты ухудшения естественной освещённости вследствие недостаточного контроля внутри таких организаций, например, когда на подоконниках стоят высокие растения или неправильно размещены солнцезащитные устройства, которые препятствуют проникновению света.
Безусловно, особое значение свет имеет для здоровья воспитанников детских образовательных организаций (далее – ДОО), поскольку 90% информации человек получает через орган зрения. При этом следует помнить, что негативное влияние на здоровье детей оказывает и недостаточное освещение, и чрезмерное. Хорошее освещение действует благотворно – свет положительно влияет на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу. При недостаточном освещении и плохом его качестве зрительные анализаторы быстро утомляются. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, плохой освещённости наступает зрительный дискомфорт, что проявляется в снижении зрения, слезотечении, изображение становится нечётким, снижается внимание.
Неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья детей.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями) уровни естественного и искусственного освещения в таких организациях должны соответствовать требованиям таблица 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий».
Световые проёмы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами, в качестве которых используют шторы или жалюзи, изготовленные из материалов стойких к влаге, моющим и дезинфекционным растворам.
При одностороннем освещении групповых помещений столы для обучения детей следует размещать на расстоянии не более 6 м от светонесущей стены.
Не рекомендуется ставить на подоконники высокие цветы в горшках в групповых и спальных помещениях.
При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение. Его источники должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Располагают светильники в соответствии с требованиями к размещению источников искусственного освещения помещений ДОО (приложение №2 к СанПиН 2.4.1.3049-13).
Все источники искусственного освещения необходимо содержать в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранят в отдельном помещении и утилизируют в порядке, установленном законодательством РФ.
Чистку оконных стёкол и светильников проводят по мере их загрязнения.
Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру. В помещениях пищеблока и прачечной устанавливают пылевлагонепроницаемую защитную арматуру.
Руководители организаций должны обеспечивать внутренний, или производственный контроль (измерения уровней искусственной освещённости, параметров воздушной среды, мебели, исследования готовой пищи и др.) с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке, направленный на обеспечение благоприятных условий воспитания детей в учреждении, профилактику возникновения среди них различных заболеваний, а также на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения и предупреждение нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.