Воздушно-тепловой режим в общеобразовательных организациях. Проветривание и вентиляция

Осень — время перехода к холодному времени года, когда резко увеличиваются контакты между здоровыми и больными людьми. Самыми уязвимыми перед возбудителями острых респираторных вирусных инфекций (далее — ОРВИ) оказываются дети, особенно те, которые посещают детские образовательные организации. Причиной уязвимости часто становится затянувшаяся адаптация организма к новым условиям, а также увеличившаяся вероятность контакта с источником возбудителя вирусной инфекции. Этим источником может быть не только заболевший человек с выраженными клиническими проявлениями, но и носитель вирусной инфекции, у которого болезнь протекает бессимптомно.
Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях играет большую роль в поддержании здоровья детей в период обучения, а так же в профилактике ОРВИ и гриппа.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) регламентируют, что здание необходимо оборудовать системами централизованного отопления и вентиляции, данные системы должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах должна составлять +18-24ºС, в спортивном зале +17-20ºС, в медицинском кабинете +20-22ºС и т.д. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты необходимо обеспечить бытовыми термометрами.
Во внеурочное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже +15 ºС.
Относительная влажность воздуха в помещениях, где пребывают дети, нормируется в пределах 40-60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/сек.
Все помещения организации необходимо ежедневно проветривать через фрамуги или форточки, которые должны функционировать в любое время года.
При замене оконных блоков площадь остекления надлежит сохранить или увеличить. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания. Остекление окон выполняют из цельного стеклополотна. Замену разбитых стекол необходимо проводить немедленно.
Учебные помещения проветривают во время перемен, а рекреации — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо проводить сквозное проветривание учебных помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, столовой, медицинского пункта, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
Обследование технического состояния вентиляции проводят специализированные организации через два года после ввода здания в эксплуатацию. В дальнейшем такое обследование осуществляют не реже одного раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции необходимо проводить инструментальные измерения параметров микроклимата (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха), а также измерения объёмов вытяжки воздуха.
Помните, что здоровье детей во многом зависит от того, насколько правильно организован их режим дня, в том числе режим проветривания помещений и эффективно работающая система вентиляции, особенно в период роста заболеваемости ОРВИ и гриппа.