Гигиеническое воспитание как способ профилактики табакокурения среди детей и подростков

В нашей стране, к сожалению, далеко не каждый ставит здоровье на первое место среди жизненных ценностей. Однако правильное отношение к здоровью, умение сохранять его вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам совершенно необходимо современному человеку. Понимание ценности здоровья, непримиримое отношение к вредным привычкам и формирование здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) не возникают сами по себе, их надо воспитывать с детства. Одним из значимых факторов риска высокой смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний является курение. Потребление табака становится катастрофой общественного здоровья и ни одна отдельно взятая болезнь не наносит такого гигантского удара по здоровью не только курящего, но и его окружения

Табакокурение является сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические, но и целый комплекс социальных и психологических факторов. Раннее начало курения приводит к формированию стойкой табачной зависимости в зрелом возрасте

Табачный дым содержит сложную смесь соединений. В настоящее время в табачном дыме насчитывается около 3000 различных компонентов, оказывающих токсическое и канцерогенное действие на организм

Негативное влияние курения на здоровье установлено и достаточно хорошо изучено. Известно, что продолжительность жизни у курящих значительно короче, чем у некурящих. У регулярно курящих подростков увеличивается риск проблем со здоровьем в подростковом и молодом возрасте. Доказано, что токсические вещества табака воздействуют на центральную нервную систему, ухудшая её кровоснабжение за счёт спазма сосудов. Тем самым снижают оперативную (кратковременную) и долговременную память, скорость восприятия материала и его объём, замедляют скорость реакции и т.д. У курящих подростков появляется рассеянность, снижается умственная работоспособность. Кроме того, курение тормозит физическое развитие и влияет на «гормоны роста». Физическая работоспособность, координация и точность движений у курящих детей значительно ниже, чем у некурящих. Курение подростка затормаживает развитие лёгочной ткани (у девочек лёгкие развиваются до 18 лет, у юношей до 24 лет) и курение в этом возрасте препятствует нормальному формированию лёгких

Не менее важным фактором, влияющим на здоровье и поведение подрастающего поколения в будущем, является факт курения родителей в семьях и особенно в присутствии ребёнка. Дети страдают целым комплексом проблем, связанных со здоровьем, в т.ч. социально-поведенческих

Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками сына или дочери начать курить. Исследования показали, что многие из курильщиков выросли в семьях, где оба или один из родителей курили. В курящих семьях подростки не только чаще пробуют курить, но и чаще продолжают делать это регулярно, чем это случается в некурящих семьях или в семьях бывших курильщиков

Побудительным мотивом приобщения к курению подростков являются: любопытство; подражание взрослым; мода; ложное представление о курении, как средстве стимуляции нервной и физической деятельности; традиционное средство общения

Все особенности раннего курения говорят о необходимости специфического подхода к профилактике курения в подростковом возрасте, который во многом отличается от работы со взрослыми. Чем раньше подростки начинают курить, тем больше вероятность, что они станут регулярными курильщиками и меньшая вероятность, что бросят

Начинать профилактику курения следует довольно рано, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ещё не сформировались стереотипы поведения и велика роль взрослого, находящегося рядом. Осуществлять профилактическое воздействие следует, как на общепопуляционном, так и на индивидуальном уровне с учётом возрастных особенностей тех, на кого она рассчитана. Проводимые профилактические мероприятия должны быть систематическими и научно обоснованными

Основные положения школьной профилактической программы по профилактике курения детей и подростков включают в себя:

– профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения;

– программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему;

– антикурительные мероприятия должны проводиться в каждом классе (V-VIII классы) на протяжении двух лет, не менее 5 занятий в год;

– программа должна давать сведения о ближайших последствиях курения, привлекать внимание к социальному воздействию и обучать методом отказа от курения;

– учителя должны быть адекватно подготовлены по всем вопросам антитабачной пропаганды;

– программа должна учитывать культурные особенности популяции

Для достижения максимального результата в профилактике детского и подросткового курения её необходимо проводить совместными усилиями всех заинтересованных людей, которые находятся рядом с ребёнком: родителями, воспитателями, педагогами, психологами, социальными работниками, врачами, сотрудниками правоохранительных структур, представителями досуговой сферы и т.п.

Основную роль в профилактике курения должен играть врач-педиатр. Врач обязан зафиксировать в амбулаторной карте факт курения родителей ребёнка и других его близких родственников. Наиболее актуальными его задачами являются ограждение ребёнка от пассивного курения, в первую очередь в семье, забота о том, чтобы он не начал курить, а если ребёнок приобрёл эту вредную привычку, помощь ему в отказе от неё

В заключении хотелось бы подчеркнуть необходимость национальной политики в отношении профилактики табакокурения, которая должна включать гигиеническое воспитание, подготовку медицинских кадров, оказание практической помощи по отказу от курения, выработку политики ценообразования, запрет рекламы. Без заинтересованности руководства страны и финансовой поддержки мер по борьбе с курением невозможно добиться успехов в снижении частоты курения и тем самым заметно снизить заболеваемость и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний, в первую очередь от сердечно-сосудистых и онкологических

Школа – важнейший этап в жизни человека, когда можно и нужно прививать ему навыки ЗОЖ, в частности, в отношении отказа от курения. Эффективное образование в области ЗОЖ может привести к изменению образа мыслей, переоценке жизненных ценностей, появлению необходимых убеждений и как результат – к изменению поведения и образа жизни