Компьютерная зависимость и меры профилактики

       Под компьютерной зависимостью (далее – КЗ) понимают пристрастие к проведению длительного времени за компьютером. По мнению зарубежных и российских экспертов, этим навязчивым состоянием страдают около 10% пользователей во всём мире

       В основе возникновения КЗ лежит тот же физиологический механизм, который имеет место при формировании пристрастия к табаку, алкоголю, химическим веществам, азартным играм и пр. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса к социальной стороне жизни, к своему внешнему виду, удовлетворению других потребностей и, наконец, проявление абстинентного синдрома

       Современный уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения создаёт иллюзию реальности, в которую погружается пользователь. Появление всемирной компьютерной сети Интернет создало новую среду обитания, позволяющую осуществлять коммуникацию на глобальном уровне. Интернет значительно расширил информационное поле, обеспечив доступность для пользователя различных видов информации. Именно это является наиболее привлекательным для людей, страдающих компьютерной зависимостью

       КЗ поражает в большей мере детей, подростков и молодёжь. Увлечение компьютерными играми связано с тем, что игра подразумевает не только решение логических задач, но и определённую эмоциональную нагрузку. Ролевые игры с ярким звуковым видеосопровождением, захватывающим сюжетом, сложными образами и возможностью перевоплотиться в управляемого героя погружают игрока (геймера) в виртуальную реальность

       Для виртуальности обязательным условием является жизнеспособность, активность, наличие потенциала развития. Ребёнок или подросток находит в компьютерной игре то, чего нет в реальном мире, в обыденной жизни и виртуальность помогает ему творить чудеса. В иллюзорном пространстве компьютерной игры можно легко исправить ошибки, воскресить погибших, начать всё заново

       Исследования психологов позволили сделать вывод о том, что визуальная информация от плоского экрана деформирует сенсорную систему ребёнка, процессы восприятия и понятийного мышления. Происходит размывание границ между реальным и виртуальным пространством, что, в первую очередь, притупляет чувство самосохранения

Профилактика КЗ

Первичная профилактика КЗ предполагает проведение следующих мероприятий:

– создание и поддержание психологического комфорта в семье

– контроль со стороны родителей за маршрутом передвижения ребёнка по сайтам компьютера

– внимание родителей к изменению в поведении ребёнка

– поиск достойной альтернативы привязанности к компьютеру, которая должна явиться выбором ребёнка, а не родителей (спорт, творчество, книги, путешествия и пр.)

– обращение за психологической помощью с целью повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления воли, преодоления трудностей в общении, формирования прочных позитивных жизненных позиций

– соблюдение гигиенических правил работы за компьютером (регламентация непрерывной работы; организация рабочего места; использование спектральных очков; физкультурные паузы)

Вторичная профилактика КЗ включает в себя специализированную (психотерапевтическую) помощь:

– выявление причин, побудивших страдающего КЗ уйти от реальности

– индивидуальная психокоррекция

– групповая психотерапия (с участием членов семьи)

– медикаментозная терапия в случаях обнаружения скрытой депрессии

Гигиеническое воспитание является эффективным способом профилактики КЗ. Оно заключается в формировании необходимых знаний о правилах компьютерной безопасности у пользователей любого возраста. В первую очередь это относится к родителям, которые должны знать технику безопасности при работе на компьютере и обучить этому ребёнка. В детском дошкольном учреждении данным вопросом должны заниматься воспитатели, ведущие занятия с детьми по игровым компьютерным программам. Школьники получают знания по компьютерной безопасности на уроках информатики и вычислительной техники. О том, насколько важны эти знания, свидетельствует Директива Совета Европейского сотрудничества № 90/270 ЕЕС, гласящая: «Оператор, работающий с дисплеем, должен быть информирован о мерах безопасности сохранении здоровья и мерах, предпринимаемых с целью уменьшения или устранения любого риска»

       Материалы взяты из следующих источников:

  1. А.Г. Сухарев «Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения». Учебное пособие для врачей / Москва, 2011 г.
  2. Шелонина О.А., Литвак И.И. «Санитарно-гигиенический контроль за безопасным использованием компьютерных технологий в учебном процессе образовательных учреждений». Учебное пособие для врачей по гигиене детей и подростков / Москва, 2002 г.
  3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»