Профилактика расстройств зрения у детей

Испытательный лабораторный центр Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в ЗАО  города Москвы проводит инструментальные измерения уровней искусственной освещённости, коэффициента пульсации освещённости, линейно-угловых измерений мебели  в  дошкольных образовательных организациях

По вопросам получения консультационных услуг о порядке выполнения и   стоимости проведения вышеуказанных инструментальных измерений необходимо обращаться в службу «Одного окна» по телефонам: 8-499-142-06-17, 8-499-144-08-93 или в отдел гигиены детей и подростков по телефону: 8-499-144-32-66

В течение учебного года необходимо обращать особое внимание на развитие зрения у детей

Организм ребёнка восприимчив ко всякого рода воздействиям, поэтому именно в детском возрасте следует заниматься развитием зрения и профилактикой заболеваний глаз

Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов, как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза и т.д.)

Параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдаются большая изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы. Особенно интенсивно данный процесс протекает в период от 1 года до 5 лет жизни ребёнка. В этом возрасте значительно увеличиваются размер глаза, его преломляющая сила, вес глазного яблока

Все это сказывается на изменении остроты зрения – способности глаза видеть предметы четко и рефракции – преломляющей силе глаза. Острота зрения, равная 1,0 (норма), формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) всё еще существенно преобладает над нормальной, и только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью

В возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих специалистов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза

Среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе, а ещё в дошкольном возрасте

Стремление родителей пораньше приобщить детей дошкольного возраста к чтению, чрезмерное увлечение гаджетами, когда ещё не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном счёте к расстройствам и заболеваниям глаз

Наиболее частые формы нарушений зрения в детском возрасте – косоглазие и близорукость. Лучший способ избежать глазных болезней у детей – регулярное проведение лечебных осмотров в возрасте 3 лет – один раз в полугодие, а от 4 до 7 лет – один раз в год. Важно помнить, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений,  тем благоприятнее прогноз лечения

В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма. Для этого у ребёнка должен быть определённый распорядок жизни без напряжённой длительной зрительной нагрузки и в неблагоприятных условиях (недостаточная освещённость, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели)

Правильные зрительные привычки у детей нужно формировать с 2-3 лет. Детей надо учить периодически моргать, не горбиться, не давать им возможность смотреть пристально, их следует чаще просить переводить взгляд с ближнего предмета на дальние и обратно. Необходимо превратить эти упражнения из игры в привычку

Для охраны зрения детей нужно правильно организовать занятия в домашних условиях. Чтобы сохранить или улучшить зрение ребёнка, надо подобрать для него соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и двигается. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки и т.д.)

Общая продолжительность занятий ребёнка дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 час в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались, как в первой, так и во второй половине дня, при этом между занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха

Максимальная длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников – 30 минут, оптимальное расстояние для зрения – 2,0-5,5 м от экрана телевизора и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в тёмное время суток. Желательно исключить из поля зрения ребёнка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И конечно, не надо забывать о правильном положении тела – стараться сидеть достаточно расслаблено, не сутулиться, а также делать гимнастику для глаз

Руководители организаций должны обеспечивать внутренний, или производственный контроль (измерения уровней искусственной освещённости, пульсации, яркости; линейно-угловые измерения мебели, её расстановки и др.) с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке, направленный на обеспечение благоприятных условий воспитания детей в учреждении, профилактику возникновения среди них различных заболеваний, в том числе заболеваний органа зрения, а также на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения и предупреждение нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов